«Хороших бизнес-подарков не хватает»

IMG-20160929-WA0024

 

Одним из победителей творческого конкурса, проведенного НАРСИ на выставке «Реклама», стал проект «Мельдоний» компании «Открытая книга». Руководитель этой компании и автор проекта Руслан Магомедмирзаев рассказал нам о конкурсах, заказчиках и авторских правах.

Расскажите о своей компании, чем занимается «Открытая книга»?

«Открытая книга» включает в себя издательство и техническое бюро по разработке решений в области упаковки. На рынке бизнес-подарков мы с 2008 года и по-прежнему остаемся небольшой компанией, потому что не видим необходимости в укрупнении. Наша основная продукция – представительские и протокольные подарки, а цель – создание нового российского подарка, обязательно – российского производства, подарка, не имеющего ничего общего со сложившимися стереотипами.

Почему вы решили участвовать в конкурсе, объявленном НАРСИ?

НАРСИ – это в какой-то мере надежда. Надежда на то, что рынок изменится, станет цивилизованнее, объемнее. У меня складывается впечатление, что в ассоциации еще даже не начинали использовать весь спектр своих возможностей. Поэтому я стараюсь следить за тем, что происходит, чтобы не пропустить самого интересного. А конкурс – это всегда интересно. Конечно же, я узнал о нем в последний момент (как водится), и, естественно, готовились наспех. Но такой проблемы – что показать оригинального, у нас никогда не было. Даже среди стандартной складской продукции, которая предлагается клиентам ежедневно, есть вещи, которые можно подать на конкурс хоть завтра. Например, наш подарочный набор «Русские шпроты» еще нигде не выставлялся.

Оправдало ли участие в конкурсе ваши ожидания?

У меня не было никаких ожиданий – я просто приехал познакомиться с коллегами, с которыми каждый день общаюсь на нашем форуме в сети. Приехал не с пустыми руками. Это хорошо, когда у жюри есть чувство юмора. Нам сегодня без этого никак.

Участвует ли ваша компания в других конкурсах?

Нет. Мы один раз попробовали – это было в самом начале работы. РАППС объявила конкурс – и мы подали пару заявок. Взяли первое место за лучшее креативное решение в создании нового продукта и третье – за новую упаковку. И с тех пор больше о конкурсах не думали. Представьте себе – у нас в тот момент было всего три продукта в продаже. Три! И сразу первое место. Мы решили, что надо поработать над расширением предложения, над технологией, возможностями тиражирования. Никогда не было проблем только с идеями.

Magomedmirzaev .)-min

А зачем, по вашему мнению, можно и нужно участвовать в конкурсах?

Это просто интересно, не более того. Сомневаюсь, что из этого вышел бы какой-то практический толк, что-то хрустящее. Для дизайнеров – это трамплин, возможность самоутвердиться, поднять статус. Но для компании – это лишь тиражирование идеи в массы, которую все тут же начинают копировать.

А конкурс – лишь традиция, что-то вроде гамбургского счета, когда каждый участник рынка демонстрирует свои навыки, свой уровень, свои таланты коллегам. И в итоге получает лишь одно, но самое главное – авторитет профессионала.

То, что ваши идеи копируют – это большая проблема?

Здесь ситуация очень похожа на книжный бизнес, из которого мы пришли. Как только книга стала бестселлером, мгновенно появляется куча клонов с подобным сюжетом, аналогичной обложкой, с похожим именем автора. Никому не стыдно, не срамно – все «зарабатывают».

И на рынке подарков мы с этим столкнулись сразу же. Это беда рынка – тотальное неуважение к авторскому праву. Мы патентуем свои разработки (конструкцию упаковки), а дизайн – это объект авторского права. И, тем не менее, каждый год мы ловим кого-нибудь за руку. Российское законодательство очень жесткое, суды идут навстречу правообладателям (если патент на руках – результат однозначный). Даже сотрудники УБЭПа очень понимающе к нам относятся – я советуюсь с ними перед визитом к очередному нарушителю – когда юридическая сторона дела прозрачна, они готовы подключиться немедленно. Но до сих пор до «кровопролития» ни разу дело не дошло – и типографии, и рекламщики сразу снимали с продажи клоны после первого же официального письма. И это правильно – УБЭП, затем иск, суд с участием нашего патентного поверенного, наложенный арест на оборудование, на котором производился контрафакт – если предъявить претензии в разгар сезона, все это обанкротит любую компанию за пару месяцев. Никто себе не враг.

Но в целом – это не тенденция, это разовые исключения из правил. Я думаю, что на рынке нет конкуренции, по крайней мере, среди производителей. У «Открытой книги» нет конкурентов, потому что мы никого не копируем. Хороших, работающих (именно так) бизнес-подарков не хватает, и мы тоже не можем всех охватить, в сутках – только 24 часа. Когда посмотришь, что иной раз дарит партнерам большая уважаемая компания, которая каждый день на экранах и в новостях – это просто слезы. Это просто выброшенные деньги. Ноль креатива, просто освоенный бюджет. Жаль, а что делать – я могу только, пользуясь этим случаем, пригласить рекламные агентства к нам – приходите, мы вам все придумаем.

Расскажите о проекте «Мельдоний», кто его автор? Как был придуман огромный блистер?

Я придумал его сам. Проект «Мельдоний» – просто шутка, пародия, мы ведь не медикаменты выпускаем. С точки зрения рекламы, это правильное использование информационного потока, которым уже залили весь мир. И большой блистер, как чрезмерно раздутый пузырь скандала – лишь необычная упаковка, которая должна привлечь внимание.

А главным объектом внимания в итоге должен стать сайт компании «Подарки Природы» (ecologift.ru), для которой и делался этот корпоративный подарок. Мне кажется, это очень правильная компания – и с точки зрения пользы для страны и людей (они занимаются продвижением экопродукции из дальних регионов России), и по критериям нашего подарочного рынка.

Вообще, за концепцией экоподарков будущее. Можно дарить необычные полезные сувениры: фиточаи с Алтая, чечевицу из горного Дагестана, мед из Башкирии, варенье из Краснодара и т.д. В этих продуктах нет химии, при их производстве не наносится вред окружающей среде – все собирается в лесу или производится на ферме. Ко всему прочему это чертовски дешево. А чтобы превратить эти полезные продукты в бизнес-сувениры, мы разрабатываем стильную оригинальную упаковку.

мельдоний-вид

Что нужно вашим заказчикам? Они предпочитают традиционные решения или им интересен творческий нестандартный подход? И с какими задачами приятнее и проще работать?

Придумывать и выпускать новую продукцию – это самое лучшее, что мы можем. Каждому клиенту мы с порога предлагаем сделать что-то, чего еще не было. Ни у кого и никогда. Естественно, в рамках бюджета. Естественно, с учетом концепта компании, с учетом целевой аудитории. Концепт – бесплатно, дизайн – бесплатно. Но 90 процентов говорят: «Не надо, мы возьмем, что есть. У вас и так все красиво и интересно, мы такого ни у кого не видели». Как ни странно, но это в какой-то момент стало проблемой. В итоге пришлось создать большой склад в центре Москвы возле метро, наполнить его продукцией, держа «несгораемый» остаток – все только для того, чтобы любой заказчик всегда мог получить продукцию немедленно, с какой-нибудь формой брендирования. Это работает.

С нами сотрудничает много интернет-магазинов – именно в части стандартных решений, ради них мы отказались от розничных продаж. Хотели бы совсем отказаться от работы с конечными заказчиками в пользу рекламных агентств, но пока до этого далеко. Дело в недостатке квалифицированных кадров в рекламных агентствах, способных понять, что же хочет клиент, но это тема для отдельного разговора.

Что вы ждете от участия в конкурсе Red Apple?

Каждый, кто попадает в жюри творческого конкурса, обычно утверждает, что у него все в порядке с чувством юмора. Проверим на «Мельдонии» так ли это.

А если серьезно – хотелось бы внимания к рынку в целом. В АКАР мы маленькие и серенькие, называемся узко – «промо», затерянные такие, как острова в Тихом океане. Красивые, оригинальные, белозубые, но такие далё-ё-ёкие от большой цивилизации. Но ведь бизнес-подарок (в любом ценовом диапазоне), качественно и креативно сделанный – это самый действенный, самый осязаемый, самый приятный вид рекламы. И самый долгоиграющий. Потребитель получает его здесь и сейчас, пользуется долго, запоминает навсегда. Люди любят подарки и в человеческой природе этого уже не изменить.

Надо как-то донести эту мысль до рекламного сообщества. Я попробую. Спасибо НАРСИ за предоставленную возможность.

Tagged with:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправить сообщение

[contact-form-7 id=”11″ title=”Отправить сообщение” action=”mail.php”]

×